Статья 12. Полномочия граждан в области охраны окружающей среды.

Граждане обязаны:

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологический последствий, оздоровления и услуг качества окружающей среды.

Принимать в охране окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане имеют право:

- Создавать общественные организации по охране окружающей среды, фонды, общественные организации.

- Вступать в члены этих организаций и фондов, вносить свои трудовые сбережения.

- Принимать участие в собраниях,митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей среды.

- Излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения.

- Требовать от соответствующих органов полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охране.

- Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов.

- Ставить вопрос об ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями..

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим законом.

Дисциплинарная ответственность –применяют за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды, за нарушение нормативов качества. Руководители предприятий, работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды.

Материальная ответственность –должностные лица и работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятием.

Административная ответственность –должностные лица, предприятия, учреждения платят за несоблюдение стандартов, норм; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы; за нарушение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве и т.д.; за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, памятников природы, истощении и разрушении природных комплексов. Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке:



- граждане – от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в РФ;

- должностные лица – от трехкратного до двадцати кратного размера минимальной месячной оплаты труда в РФ;

- предприятия – от 50 000 до 500 000 рублей.

Наиболее жесткой мерой административного воздействия является решение о приостановке производственной деятельности.

Уголовная ответственность –должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических правонарушениях, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РСФСР.

Чаще всего применяется административное взыскание. Штрафы очень низкие, снисходительность к виновникам экологических преступлений, низкая экологическая культура граждан. Отношение к экологическим законам является индикатором общей культуры.

Ежегодно государственные природоохранные органы обследуют до 30 000 предприятий. В 20-30% выявляются правонарушения. Привлекается к ответственности несколько тысяч человек, сумма штрафов сотни млрд. рублей. Уголовных дел 10-13 на всю страну ежегодно.

Безусловно, что закон, чтобы быть действенным, должен опираться на этические установки своего времени. Законы корректируются, поскольку изменяются вместе с социальным развитием этические установки. При этом отношение к природе настолько характеризует состояние общества, что по продвинутости экологического законодательства можно судить, насколько правовым является данное государство и цивилизованным само общество. В то же время отношение к природоохранным законам является не только индикатором общей культуры, но и критерием оценки профессионализма и компетентности управленческих структур.


2717983099232614.html
2718034781941606.html
    PR.RU™